Им нужен дом! Жми на фото!
Заречный
. 10 пасмурно
Давление:772 мм рт. ст.
Влажность: 53 %
Минимальная температура: 10 °C
Максимальная температура: 10 °C
Скорость ветра: 6 м/с
Направление ветра: северный
Восход: 06:40
Закат: 18:52
VK
ОК
FB

Заречный готовится вступить в областную программу «Уральская инженерная школа»

«Уральская инженерная школа» - нынче новая модная тенденция: проект активно поддерживается губернатором Свердловской области Е.В.Куйвашевым, одобрен областным Советом главных конструктов и Союзом промышленников и предпринимателей, обсуждается профессиональным сообществом. Заречный не остался в стороне: в течение двух последних месяцев в нашем городе идёт целая череда презентаций образовательных проектов под грифом «Уральская инженерная школа».

 

Новая старая традиция

На самом деле, ничего принципиально нового в идее нет: по сути, это широкомасштабная программа профориентации молодежи – как поясняет министробразования Свердловской области Ю.И.Биктуганов, начиная с формирования интереса к естественным наукам среди воспитанников детсадов и заканчивая системой передачи профессионального опыта ветеранов промышленности молодым специалистам. «Инженерная школа – условное название. Речь о той системе, которая когда-то в нашей стране существовала, но потом исчезла – в 90-х годах, когда молодёжь мотивировали учиться на юристов, экономистов и бухгалтеров, - объясняет начальник Управления образования Заречного Е.В.Харкина. – К тому же, в тех же 90-х люди уходили из инженерных профессий за более высокими зарплатами. И сегодня в этой сфере свежие кадры очень нужны».

Принципиально программа «Уральская инженерная школа» состоит из двух блоков: образовательногои промышленного.Задача образования – формирование интереса к инженерным специальностям у младших детей, профориентация – у старших,и в финале, в вузах – выпуск не специалистов-теоретиков, но специалистов-практиков, востребованных на конкретных производствах.Задача промышленного сектора – повышение престижа инженерных профессий, развитие научно-исследовательских программ и разработка совместных с вузами проектов. Другими словами, снова – хорошо забытое старое: кружки юного техника, шефство предприятий над школами, взаимодействие технических вузов с промышленными предприятиями и т.д. Однако сегодня всю эту работу стремятся объединить в единый процесс – чтодолжно сделать её более эффективной.

Вопрос о необходимости возрождения всей этой системы поднялЕ.В.Куйвашев в своей программной статье «Сохраним опорный край державы» год назад, в марте 2014г. Попоручению губернатора в области была начата разработка проекта концепции комплексной государственной программы «Уральская инженерная школа», рассчитанной на 2015-2020 годы – и уже с начала этого года она стартовала.

Пока в неё, в основном, входят проекты, которые начали функционировать ещё до создания программы, но полностью отвечают её целям, задачам и духу. Например, Высшая инженерная школа УрФУ (работает с 2010г. как со школами в плане профориентации, так и с предприятиями по повышению квалификации сотрудников), Технический университет УГМК (открыт в 2013г.УГМК и УрФУ), Учебный центр на Первоуральском новотрубном заводе (открыт в 2011г. по инициативе группы ЧТПЗ). А совсем недавно, 3 марта ректор УрФУВ.А.Кокшаров подписал ещё три соглашения о создании Центров непрерывного профессионального образования в Первоуральске, Нижнем Тагилеи Кушве.

Что касается Заречного, мощную работу по профориентации детей и молодёжи последние годы активно ведут наши атомные предприятия – прежде всего, БАЭС, но в последнее время инициативу подхватывает и Институт реакторных материалов. И нагляднее всего, пожалуй, за инженерные специальности агитирует растущий 4 блок: всё-таки на фоне общей непростой ситуации в российской промышленности атомная энергетика радует глаз. Потому неудивительно, что в Заречном есть сразу несколько уже действующих проектов и программ, которые так или иначе подходят под определение «Уральской инженерной школы».

 

Атомкласс

Профильныйфизико-математический «Атомкласс» с углублённым изучением ядерной физики и ядерных технологийоткрыт в школе №1 год назад, 8 апреля 2014г. по инициативе «Школы Росатома». Такие атомклассы есть во многих «атомных» городах – и чтобы обеспечить более высокий уровеньпрофильной подготовки школьников, но главное – чтобы зажечь в учениках интерес к атомной тематике.

Предпосылки к такой специализации школы №1 очевидны: уже 12 лет школаявляется базовой площадкой и партнёром БАЭС для проведения Курчатовских чтений – конкурса учебно-исследовательских работ атомной тематики.Ученики школы традиционно проявляют к конкурсу интерес. Проведённое в 2014г. анкетирование 9-классниковтакже показало, что ребятам интересно это направление.

Проект Атомкласса охватывает 8-11 классы, в т.ч. – профильные 10 и 11 физико-математические классы, занимающиеся физикой по 5 часов в неделю. Организованы факультатив«Физика: наблюдение, эксперимент, моделирование», кружок по физике, работа творческой группы по изучению сложных разделов физики и решениюнестандартных задач. С помощью БАЭС школа оснащена современным лабораторным оборудованием – как для физических демонстраций педагогов, так и для лабораторных практикумов и даже учебно-исследовательских работ учеников.

На презентациипроекта «Атомкласс» в рамках «Уральской инженерной школы» 11 февраля речь шла и обучастии школьников в различных региональных и даже международныхконкурсах и мероприятиях. Куратор Атомкласса Л.М.Хильченкорассказывала и о работе с дошкольниками: для детей выпускных групп детсадов в Атомкласс организуют экскурсии, рассказывают об атомных профессиях, старшеклассники показывают им эксперименты. Иногда и наоборот – ученики Атомкласса приходят к дошколятам в гости; в этом году, например, на такой встрече, к особому восторгу малышей, они вместе со старшими собрали модель ядерного реактора.Общаются зареченцы и с учащимися атомклассов других городов: проходят совместные квесты, а в конце прошлого года наши 10-классники ездили в Новоуральск на «атомвстречу».

Кроме плотного сотрудничества с БАЭС, школа теперь работает и с ИРМ: осенью 2014г. заключено соглашение с молодежной организацией учёных и инженеров ИРМ – и здесь начались популярные лекции по актуальным вопросам атомной науки.

 

Сетевая политехническая школа

Такой проект предлагает школа №2 – хотя это, по сути, лишь другое название работы, которая ведётся и сегодня. В основе – сотрудничество школы с Институтом естественных наук УрФУ:соглашение о создании в Заречном образовательной площадки ИЕН было заключено в 2013г. на год, однако затем его продлили сразу до 2016г. Идея в том, чтобы школьники могли получать знания по естественным наукам вне рамок школьной программы, причём, во-первых, с акцентом на прикладную науку, и во-вторых – с целью прежде всего не научить, а пробудить интерес разобраться самому.

Первый вариант – лектории для старшеклассников от высококлассных вузовских преподавателей физики, химии и биологии: для этого организуются ежемесячные выезды зареченской группы в институт в Екатеринбурге. «Ребята ездят с огромным удовольствием, ведь там у них есть возможность ознакомиться даже с нанотехнологиями», - рассказала директор школы №2 Е.В.Печёркина на презентации проекта, которая состоялась в конце февраля.А теперь появилась ещё и реальная возможность дистантного образования: буквально на днях у школы исполнилась мечта – во все кабинеты проводят высокоскоростной интернет.

Второй вариант – школы юного физика, химика и биолога для учеников 8-9 классов: они как раз ориентированы на он-лайн обучение, соответственно – отсекают проблему транспорта и времени на переезд. В перспективе преподаватели ИЕН готовы выступать и руководителями собственных проектов школьников, причём – с использованием лабораторий института.

Под вдохновением от начатой работы летом 2014г. школа организовала летнюю профильную смену для старшеклассников – и она прошла на ура, с посещением вузов, екатеринбургского Центра атомной энергии, Коуровской обсерватории и т.д. Этим летом работу планируют продолжить.

Кроме соглашения с ИЕН, школа №2 обладает и другими возможностями: так, здесь есть опыт обучения техническому переводу (раньше выпускникам даже выдавали соответствующие удостоверения), педагоги и ученики активно участвуют в программе «Школа Росатома», налажено сотрудничество с БАЭС, ИРМ и ПК «Контур», кроме того, научно-методические разработки школы имеют научную поддержку  в УрГПУ.

Причём особенность проекта школы №2 в том, что он ориентирован не только на учеников самой школы,но и на всех учащихся города: занятия открыты для всех желающих. «Мы готовы к любым объединениям идей, - подчёркивает Е.В.Печёркина. –Лишь бы эти идеи были».

 

ЛегоКомп

Этот проект также родился задолго до формирования «Уральской инженерной школы»: технологическая школа «ЛегоКомп», расположенная в школе №7,работает уже 4 года–сегодня в ней занимается 300 детей.

Соль проекта в том, что на базе обычного детского развлечения – конструктора «Лего» - создано настоящее учреждение дополнительного образования. С самыми маленькими начинают с развития мелкой моторики и занимаются общим развитием, в 5-6 лет – уже начинают обучать основам конструирования, затем приступают к азам инженерии, и к 5-6 классу дорастают до программирования и робототехники. Всего разработано 18 различных курсов.

«ЛегоКомп» - отдельное от школы №7 учреждение, однако они активно сотрудничают. Школа (пусть и на арендной основе) предоставляет «ЛегоКомпу» три оборудованных кабинета, а из 14 его педагогов больше половины – преподаватели школы №7. Проводятся и совместные мероприятия: так, на презентации своего проекта 10 марта руководитель «ЛегоКомпа» О.М.Корчагин рассказал о гонкахрадиоуправляемых моделей, которые были организованы в школе №7. И поскольку ставка в «ЛегоКомпе» делается на соревновательный момент в обучении, следующий турнир планируется провести уже с участием моделей, собранных детьми.

Школа №7 также заинтересована в сотрудничестве. Например, как отметила на той же презентации директор школы О.В.Лукина, это одно из немногих учебных заведений города, где сохранились уроки технологического труда: ребята имеют возможность учиться работать на деревообрабатывающих станках. С 2011г.организованы курсы «Мир геометрии»и «Я –исследователь». Кроме того, в группе продлённого дня первоклассники школы №7 занимаются в «ЛегоКомпе» - правда, платно, однако в три раза дешевле, чем стоят обычные занятия. Впрочем, подобные совместные проекты «ЛегоКомп» предлагает и другим школам – и, возможно, контингент занимающихся расширится.

 

Сетевой центр технического творчества

Этот проект принадлежит учреждению дополнительного образования «Центр детского творчества», – и он, пожалуй, наиболее всеобъемлющий. Правда, в отличие от предыдущих, здесь работа только начинает разворачиваться – однако для реализации у ЦДТ достаточно и опыта, и ресурсов: ЦДТ открыт ещё в 1994г., здесь работает 35 педагоговв 65 объединениях и занимается 946 (!) детей.

Проектобъединяет сразу чуть не все возможные виды технического творчества, начиная от возрождения кружков авиа-, судомоделирования и т.д. и заканчивая планами занятий со старшими школьникамиконструированием на 3D-принтерах. А 4 месяца назад здесь заработал кружок, очень похожий на «ЛегоКомп» - «Легомир»,объединение моделирования и конструирования для детей от 4 до 11 лет: как объясняет его руководитель  А.Туркеева, изучение начинается с простых механизмов и плавно переходит к физике.

На презентации проекта 17 марта директор ЦДТ Г.Ф.Петунина отметила, что главная цель – объединить усилия детсадов, школ, учреждений доп.образования и предприятий городав подготовке будущих инженерных кадров. «Если помечтать, в рамках проекта можно было бы восстановить всю старую систему кружков технического моделирования и т.д.», –говорит Е.В.Харкина.

Как сообщила Елена Владимировна, областная программа Уральской инженерной школы в части, рассчитанной на детей, ставку делает как раз на дополнительное образование: этим проектом руководит екатеринбургский Дворец молодёжи. И в Заречном именно у ЦДТ есть реальные шансы попасть в эту областную программу и стать её пилотным проектом на нашей территории.Соответствующая заявка на финансирование от Заречного на проект ЦДТотправлена в область ещё в 2014г.

 

Общими силами

 

Идею возрождения Уральской инженерной школы активно поддерживают и городские власти во главе с В.Н.Ланских, и БАЭС, и ИРМ. В городе уже к 30 апреля планируется разработать единую муниципальную программу технологического развития – собственно, для этого и были организованы презентации. После защиты программы в областном правительстве, по данным информотдела Гордумы Заречного, появятся и шансы на областное финансирование (впрочем, пока оно только декларируется: никаких документов в целом на уровне области ещё не подписано).

Но вывод о том, что в проекте заинтересованы все, уже можно сделать: осталось лишь объединить усилия. Атомные предприятия города, со своей стороны, уже делают в этом направлении первые шаги – сверх отдельных проектов поддержки образовательных программ. «Мы очень заинтересованы в том, чтобы создать в Заречном Центр непрерывного обучения, - говорит зам.директора ИРМ по управлению персоналомИ.Б.Чеснокова. – В нашем институте уже действует базовая кафедра физтеха УрФУ (подобный проект – кафедра машиностроения УрФУ – работает, например, на Уралвагонзаводе – прим.авт.). А в ближайшее время мы с руководством БАЭС и УрТКпланируем определить направления деятельности для организации совместной работы в рамках «Уральской инженерной школы». Возможно, будет подписано соглашение, подобное тому, что действует между УрФУ и Первоуральском».

Совместную работу и сетевое взаимодействие как главную цель видит и Е.В.Харкина: «Проекты школ и ЦДТ – не конкуренты! - подчёркивает она. – Хорошо бы, если бы каждый проект был доступен всем детям Заречного, чтобы все предприятия и учреждения города, работающие в техническом направлении, действовали сообща и дополняли друг друга. У нас для этого есть всё – нужно только желание».

Алиса Мучник

Добавить комментарий

Вы можете зайти через соцсеть или прокомментировать анонимно:

     


Защитный код
Обновить