Им нужен дом! Жми на фото!
Заречный
. 3 слегка облачно
Давление:774 мм рт. ст.
Влажность: 93 %
Минимальная температура: 3 °C
Максимальная температура: 3 °C
Скорость ветра: 3 м/с
Направление ветра: северный
Восход: 06:49
Закат: 18:41
VK
ОК
FB

Сферу дошкольного образования в Заречном ждут перемены

 

Накануне нового учебного года 27 августа в Заречном состоится традиционная педагогическая конференция. В этом году – особенно много тем для обсуждения: федеральный закон №273 «Об образовании» принят ещё в декабре 2012г., однако внедрение его новых норм всё ещё идёт. К тому же, этим летом городская общественность активно обсуждала грядущие перемены, и далеко не всегда в оптимистичном ключе.

Впрочем, никаких решений пока официально не принято – более того: ещё даже нет общего согласия, какой система дошкольного образования Заречного должна быть. А пока учредитель (т.е. местная власть в лице горадминистрации) не принял решение и постановление о реорганизации не подписано – процесс не начнётся.Тем не менее, закон есть закон, и общие его принципы будут внедрены в жизнь так или иначе.

 

До-школа

Закон «Об образовании» трактует детские садики совершенно по-новому: теперь это – первый уровень системы непрерывного образования(общее–среднее профессиональное –высшее). Вместе с новым статусомДОУ обрели и свой образовательный стандарт (ФГОС): он принят 29 августа 2013г., а действовать начнёт в 2016г.

 Это не значит уроки и контрольные: «Дошкольный ребёнок — человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры», - цитирует пресс-служба Минобрнауки директора Федерального института развития образования А.Г.Асмолова. Всадике всё также не предусмотрены оценки, однако его выпускник должен быть готов к школе.

Интересно, что готовность к школе родители, как правило, понимают иначе, нежели предусматривает ФГОС: по словам А.Г.Асмолова на первом Всероссийском съезде работников дошкольного образования в сентябре 2013г. («Учительская газета», октябрь 2013г.), многие родители– как, кстати, и педагоги начальных классов – до сих пор ждут от детсадов «дрессуры»: обучения чтению, письму, счёту. Однако во ФГОСе прописано совсем другое: нужно развивать мотивационную готовность к обучению, т.е. ребёнок должен хотеть учиться.

Это накладывает серьёзные требования к уровню педагогов. Курс обучения новому ФГОС составляет 104 часа, и его должны пройти все педагогические работники ДОУ до 2016г. У нас их – 162. Обучение проводит екатеринбургский Институт развития образования, однако отправить туда всех просто нереально. «Мы планируем обучить тьюторов, которые затем обучат зареченцев: договорённость с ИРО уже есть», - рассказала начальник Управления образования Заречного Е.В.Харкина.

Перемены касаются и финансовой стороны. Для родителей ничего не изменится. Образовательные программы, предусмотренные ФГОСом, будут бесплатными, как в школе, но и родительская плата никуда не денется: это – оплата за присмотр за детьми. Однако изменится порядок финансирования самой сферы дошкольного образования. Раньше финансирование детсадов полностью лежало на плечах городского бюджета, а теперь город содержать должен только административный персонал и здания: педагогическая работа будет оплачиваться областным бюджетом – как уже давно происходит в школах.

Издесь –первая кочка: областные средства рассчитываются, исходя из установленных норм, а Заречный нормам пока не соответствует. Во-первых, средняя зарплата педагогических работников ДОУЗаречного – несколько выше среднеобластной: 27тыс.руб. против 26,1тыс. по области. А во-вторых, при областной норме 12 детей на одного воспитателя, в Заречном – 7 на 1. Е.В.Харкина подчёркивает, что речь ни в коем случае не идёт об увольнениях – однако чтобы привести всё в соответствие, зареченским садикам придётся развивать сферу дополнительных услуг. Так, с точки зрения нормативов, работа сферы образования будет эффективной.

 

Платное и бесплатное

Образование в России – бесплатное, и это касается также и детских садов, несмотря на то, что требований к образовательной деятельности ДОУ стало больше.«У нас – детсад с уклоном на эстетическое развитие, слицензированной программой, - приводит примердиректор детсадов «Теремок» С.А.Гордиевских. – И занятия по этой программе останутся бесплатными».

Однако новый закон позволяет детсадам оказывать и платные услуги. Пока только один зареченский детсад реализовал эту возможность: в «Радуге» для детей в прошлом году, например, шли занятия в бассейне, бальные танцы, хор, лепка из солёного теста.Но подобные программы сегодня готовят все садики, многие уже и предоставили расчёты цен в Управление образования. «Думаю, в новом учебном году все детсады введут платные услуги», - говорит ведущий специалист по дошкольному образованию Управления образования В.В.Мосеева.

Цена рассчитывается экономистами по специальным формулам, утверждается постановлением горадминистрации и включает в себя весь спектр расходов – от оплаты работы педагогов до коммунальных услуг. Итоговая цифра получается вполне демократичной: примерно от 50 до 100руб. за занятие.

Перечень услуг определяет прежде всего заказчик – т.е. родители: во всех детсадах Заречного в прошлом учебном году прошло анкетирование. В «Теремке», например, просили и танцы, и хоровую студию, и спортивный кружок – но самыми востребованными оказались логопед, изостудия, вокальный кружок и подготовка к школе. Логопедов, кстати, не хватаетвсем: «У нас есть возможность набрать только две группы на весь город, и мы берём самых сложных детей: например, есть такие, кто до трёх лет практически не говорит. Но есть и лёгкие случаи, которым также нужна коррекция – а мы отказываем им уже несколько лет, - рассказывает В.В.Мосеева. – У них пока выход только один: индивидуальные платные занятия».И если такую услугу, пусть платную, можно будет получить прямо в садике – для родителей это будет удобнее, нежели возить ребёнка вечерами на дополнительные занятия. А для педагогов это должно стать не только дополнительной нагрузкой, но и дополнительной оплатой.

По словам В.В.Мосеевой, две трети родителей к платным услугам готовы. «С сентября мы начнём в садике заниматься английским за отдельную плату, и я очень рада,– говорит Светлана, чья внучка Ариша посещает садик «Радуга» - Мы всё равно хотели начинать заниматься языком, но собирались вечерами возить Аришу на занятия. И то, что теперь есть возможность заниматься прямо в садике – очень удобно!». Причём на платные дополнительные занятия в «Радугу»приходят и дети из других садиков.

Сразу серьёзно заработать детсадам не удастся – платные услуги, как и любое другое нововведение, требует времени на «раскачку». Однако тут – вторая кочка: пока детсады – казённые учреждения, все их доходы уходят в городской бюджет, и уж тут кому достанется – тому и повезло. Такая же ситуация, кстати, и со средствами городских предприятий,когда предприятие выступает, по сути, спонсором детсада: раньше это называлось «долевое участие». «Последние два года для учреждений дошкольного образования были очень тяжёлыми, пояса у нас затянуты,- признаётся В.В.Мосеева. – Не всегда самостоятельно полученные садиками средства удаётся тратить на то, на что они были запланированы».

Дополнительные доходы могли бы дать садикам возможность развиваться – но только если город отпустит детсады в автономку, т.е. они станут автономными учреждениями и станут финансово самостоятельными. Этот опыт – как и переход в автономку школ – вовсю практикуется в других городах, однако в Заречном пока – только разговоры.Опасаются, в числе прочего, материальной ответственности, которая полностью ложится на учреждение. Нужны бы перед переходом в автономку и финансовые вложения – на ремонты и обновление оборудования.

Однако в свете ещё одной идеи, которую обсуждают в Заречном, говорить об этих рисках преждевременно: есть практика объединений детсадов в единое юрлицо с единым финансовым котлом, единым управлением и самостоятельными образовательными программами. В Заречном обсуждаются варианты и одновременного объединения и перехода в автономку, и последовательного.

 

Корпорация садиков

В случае объединения детсадов под крышей одного юрлица каждый садик становится отдельным подразделением: его задача – воспитание и образование, а экономические хлопоты ложатся на плечи юрлица-управленца. Так уже давно живут в «атомных» Новоуральске, Лесном, Северске – сюда приезжали зареченцы изучить опыт. Там никто особо не жалуется, и главное – ни обратно в казённые учреждения не переходят, ни разделяются.

С одной стороны, заведующие детсадов теряют некоторую степень самостоятельности, отдавая часть своих функций юрлицу-управленцу. С другой – это и снимает с них часть хлопот. «Я заведующая детского сада, у меня педагогическое образование, - рассуждает С.А.Гордиевских. – Сейчас у нас идут торги на услугу детского питания, и я готовлю техническое задание, проект муниципального контракта со всеми юридическими выкладками, обоснование начальной цены каждого продукта, собираю коммерческие предложения… Детсад не предполагает в штате таких специалистов, вся эта работа – на заведующих. Некоторые нанимают бухгалтеров… А зачем? Я считаю, каждый должен заниматься своим делом. Детский садик – это учреждение для детей, и моя главная задача – не хозяйство, а дети. Посмотрите, сколько сейчас нового: меняются законы, ФГОС предполагает и повышение квалификации педагогических работников, и огромный пласт работы с родителями… Если с меня снимут часть функций, у меня будет оставаться больше времени на выполнение моих непосредственных обязанностей. А подчинённости я не боюсь: я и сегодня подчиняюсь законам, Минобразованию и т.д. Когда я захочу власти –открою свой бизнес, - улыбается Светлана Альбертовна.– Я не говорю, что проблем с такой реорганизацией, ещё и в случае перехода в форму автономных учреждений, нет. Проблемы есть. Но одно дело нам решать их по одному, другое дело – всем вместе».

Проще вместе и налаживать сетевое взаимодействие не только между учреждениями образования, но и с предприятиями города. Например, в Северске (Томская обл.)объединённые детсады с успехом наладили очень плотнуюработу с научными и образовательными учреждениями города, методическая работа идёт централизованно, на серьёзной научной основе.

Важный вопрос – потенциальный руководитель юрлица-управленца: всем хотелось бы, чтобы этот человек не понаслышке был знаком с работой детсадов, при этом он ещё и должен обладать задатками менеджера-экономиста. Впрочем, кандидатуры уже есть, хотя озвучивать их Управление образования пока не готово.

Но главная кочка – опять же, деньги. Во-первых, объединение садиков предполагает сокращение должности зам.руководителя ДОУ: люди перейдут в другие должности. А это–потеря в зарплате, и в некоторых случаях весьма существенная. «Люди боятся, что функции у них останутся те же, а зарплата уменьшится, хотя мы проговаривали, что в единую организацию уйдут и многие экономические вопросы, и мера ответственности, - говорит В.В.Мосеева. – А если изменяется функционал – он подразумевает и изменения зарплаты».

Следует добавить, что вне зависимости от реогранизации, на зарплатах неизбежно скажется и переход к эффективным контрактам. Впрочем, ещё больше это скажется на требованиях к сотрудникам: если сегодня зарплата – это ставка плюс прибавки, то эффективный контракт подразумевает мониторинг целого ряда критериев оценки эффективности работы (от участия в методической работе до отсутствия случаев детского травматизма).У нас модель такого контракта для ДОУ ещё не разработана, однако в системе образования так, по принципу «каждый сам – кузнец своего счастья», работать не привыкли в принципе –отсюда априори и недовольство…

 

Так что год грядущий?..

Однако многое из вышесказанного – пока только варианты: решения горадминистрации всё ещё нет. Есть предложения, сформулированные Управлением образования: они составлены после изучения опыта соседей, круглого стола с представителями сферы образования (он прошёл в ноябре 2013г.)и сбора предложений администраций ДОУ. Документ направлен в горадминистрацию ещё весной. Есть непонимание депутатов и Общественной палаты, многие из которых почему-то называют все эти идеи «направленными против детей». Есть, впрочем, и недавно высказанная позиция Главы города В.Н.Ланских после совещания с губернатором Свердловской области30 июля (опубликовано на оф.сайте города gorod-zarechny.ru5 августа 2014г.) о необходимости объединения нескольких рядом расположенных детсадов в образовательные центры.

И есть закон, который в любом случае предписывает изменения: осталось решить, какие конкретно и как их осуществить.«Мы с другими заведующими на эти темы постоянно общаемся, обсуждаем плюсы и минусы вариантов реорганизации, - говорит С.А.Гордиевских. – Такая у людей психология: всё новое всегда страшит. Но прошло время, мы всё взвесили, и особого страха у коллег я уже не вижу».Согласна с ней и В.В.Мосеева, но её беспокоит, что подготовка реорганизации (причём любой) – это огромная работа с документами, минимум – на пару месяцев, а без принципиального решения горадминистрации процесс не начать…

«В целом, думаю, системе образования изменения пойдут на пользу, - размышляет Вера Васильевна, проработавшая в этой сфере больше трёх десятков лет. – Реорганизация неизбежно повлечёт приток в сферу дошкольного образования новых сил. А когда приходят более молодые специалисты со свежим энтузиазмом – мы видим рост образовательных учреждений».

Алиса Мучник

Добавить комментарий

Вы можете зайти через соцсеть или прокомментировать анонимно:

     


Защитный код
Обновить