Им нужен дом! Жми на фото!
Заречный
. 6 пасмурно
Давление:775 мм рт. ст.
Влажность: 79 %
Минимальная температура: 6 °C
Максимальная температура: 6 °C
Скорость ветра: 5 м/с
Направление ветра: восточный
Восход: 06:44
Закат: 18:47
VK
ОК
FB

Школа №2 готова к переходу в форму автономного учреждения – и встречают здесь преобразования без страха

В новом учебном 2014-2015 году трём зареченским школам – №№1, 2 и 3 – предстоит перейти из формы казённых учреждений в форму автономных. Перспективу городская общественность встречает по-разному. Начальник Управления образования Е.В.Харкина отмечает, что Заречный – единственная территория Свердловской области, где в «автономку» не перешло ещё ни одно учреждение системы образования – тогда как по России процесс уже идёт, причём случаев перехода обратно в бюджетную или казённую форму нет.

 Глава города В.Н.Ланских также реорганизацию поддерживает: по его мнению, новая форма даст учреждениям бОльшую финансовую самостоятельность. Однако, например, член Общественной палаты бывший директор школы №7 К.В.Шушаричев настроен резко «против» - и при его активном участии аналогично выступает и вся ОП: выпущено даже обращение к городским властям процесс приостановить. Вопрос 18 июня обсуждали на собрании представителей властей, Думы, Управления образования и членов ОП – и разговор был непростым. Сегоднядолжно состояться заседание Думы, посвящённое в числе прочего этому вопросу – по идее, должна быть выработана некая чёткая общая позиция.

А мы тем временем обратились к одним из тех, на чьи плечи непосредственно ложится процесс преобразований–к администрации и педагогам школы №2:и.о. директора Е.В.Печёркиной и её заместителям И.Ю.Борисовой, Н.А.Быковойи Т.С.Непряхиной. Честно скажу, собеседников я выбрала субъективно: школа №2 для меня – родная и любимая, её судьба мне, как выпускнице, ближе. Однако их идеивполне универсальны– и тем более интересны, что та же Общественная палата, например, перед тем, как делать выводы, не интересовалась, как здесь идёт процесс подготовки. А идёт он совсем неплохо.

Что такое «автономка»?

«Сегодня мы – казённые: слово-то какое подневольное! – говорит Е.В.Печёркина. – Мы полностью зависимы, правила игры нам диктуют. Выделенные школе деньги могут забрать и отдать тому, кому своих не хватило, а мы экономим – и сэкономленного не видим». «Новые возможности» - так озаглавленапрезентация о переходе в «автономку», подготовленная руководством школы для пед.коллектива.

Де-юре речь прежде всего об экономике. Областные и муниципальные средства в зарплатный фонд, как и деньги на коммунальные расходы и даже небольшие суммы на учебники и пр.,будут поступать в школу и впредь – однако у «автономки» никто их не сможет забрать, если что-то за год не былоизрасходовано. Они останутся в школе – как и всё, что школе удастся заработать дополнительно. Распределяться они будут также внутри школы – по решению Наблюдательного совета, в который войдут учредитель (горадминистрация), представители родителей и педагогов.

Де-факто переход в «автономку», как понимают его в школе №2, - это возможности развивать собственно систему образования: будет материальный стимул – будут и возможности расширять круг образовательных услуг, улучшать материально-техническое обеспечение, выполнять пожелания и предложения учеников и родителей по развитию школы.

Образовательный процесс, как и раньше, определяют федеральные образовательные стандарты: ни сократить объём обязательных предметов, ни сделать их платными невозможно. Это называется государственный заказ: именно за него перечисляются бюджетные средства, и выполнять его автономное учреждение обязано. «Мы и раньше его выполняли: старались давать качественное образование, - говорит Елена Вадимовна. – И нашу работу оценивали высоко – даже предлагали стать гимназией».

А вот всё, что сверх стандарта, может быть платным.«То дополнительное образование, которое люди сегодня ищут на стороне, мы сможем организовать здесь – и родители, вкладывая средства в образование ребёнка, будут вкладывать их и в свою школу», - поясняет Т.С.Непряхина. Кроме того, это стимул для коллектива школы: «Например, если педагог работает дополнительно – руководство школы и Наблюдательный совет имеют возможность дополнительно оборудовать именно его кабинет», - объясняет Е.В.Печёркина. Или, например, провести нормальный интернет, которого сегодня школе не хватает: старенькие компьютеры еле тянут Дневник.ру, который учителя вести обязаны.

 

Два года подготовки

План перехода школы №2 в форму автономного учреждения разработан два года назад – в ноябре 2012г.: создана рабочая группа, сформирован план мероприятий, подготовлен Устав и т.д. Целый год изучали опыт, наладили связь с одной из школ-«автономок» Екатеринбурга, вместе с коллегами из школ №№1 и 3 посетили семинар московских экономистов Ирины и Татьяны Абанкиных, прошедший в УрГЭУ. «Рассказывали про финансовые трудности руководителей «автономок» и активно убеждали, что с ними можно справиться, - вспоминает Е.В.Печёркина. – Очень интересные специалисты, готовынас поддерживать, консультировать».

Через год, в ноябре 2013г. школьная администрацияподробно ознакомила с планами коллектив и предложила обдумать, какие проекты педагоги могли бы реализовать, учитывая новые возможности.«Конечно, коллектив воспринял идеи неоднозначно, - признаётся Е.В.Печёркина. – Не у всех есть желание двигаться, что-то придумывать… Но когда процесс пойдёт – он заражает, хочется соответствовать! Думаю, каждый из нас способен хотя бы раз в две недели проводить какие-то дополнительные занятия, найдёт то, чем он может для школы зарабатывать».

В ноябре же 2013г. подключили родителей. Сначала прошёл общешкольный родительский комитет (по двое родителейот всех классов школы): «Мы были приятно поражены их активностью, деловым подходом и готовностью помогать! – радуется Н.А.Быкова. – Мы три часа говорили – не могли разойтись. Такого не организовать искусственно…». Родители предложили свою помощь и поддержку, желание включиться в работу изъявили экономисты, юристы, бухгалтеры.

Впрочем, помогать, просто давая деньги, родители не готовы: им нужен чёткий финансовый план. Но как раз именно это и требуется при «автономке» по закону. Сметы будет утверждать Наблюдательный совет, суммы разделят по классам, однако финансовая помощь – сугубо добровольная: родительский комитет каждого класса будет сам решать, кто и  сколько сдаёт в общую кассу – не затрагивая те семьи, у которых нет финансовых возможностей.

В апреле 2014г. перспективу обсуждали уже всей школой: прошёл Большой совет– собрание представителей учеников, родителей и учителей,главный орган самоуправления школы, через который проходят все локальные акты.«Идей было море!– рассказывает Н.А.Быкова, показывая исписанные черновики, оставшиеся от работы Совета. – И одним из пунктов, независимо предложенным всеми рабочими группами, была предпринимательская деятельность школы».

 

Риски «автономки»

Главное опасение – разумеется, деньги: по закону «автономка» лишается субсидиарной ответственности учредителя, т.е. если школе не будет хватать денег – это будут её проблемы. «В «автономке» нужно шевелиться, учиться зарабатывать, нести ответственность. Я считаю, это нормально. Но именно этого некоторые, думаю, опасаются – и поэтому сопротивляются», - размышляет Е.В.Печёркина. Но это – вторая сторона самостоятельности: хочешь сам тратить – умей сам зарабатывать.

С другой стороны, по тому же закону руководитель «автономки» делит ответственность с Наблюдательным советом, через который проходит вся экономика.И в школе №2 видят совет как опору директора: «Да, перед советом нужно отчитываться за каждую копеечку, - говорит И.Ю.Борисова. – Может, это и смущает некоторых руководителей, но нас это как раз успокаивает: всё прозрачно, открыто и понятно. Мы и пригласить в Совет хотим прежде всего родителей-юристов и экономистов».

Однако опасения у школы №2 всё-таки есть – и касаются они состояния здания. По идее, учредитель должен отпускать школу в автономное плавание на исправном корабле – однако здание школы не ремонтировалось должным образом с 1966г. – года основания. «Во время ЕГЭ, когда шёл сильный ливень, у нас с потолков текло – мы боялись, что зальёт камеры видеонаблюдения… - вспоминает Т.С.Непряхина.- Два года назад, когда мы впервые серьёзно говорили о переходе в автономию, на собрание нашего коллектива приходил Глава города В.Н.Ланских и обещал, что прежде,чем школа пойдёт в «автономку», здание отремонтируют.Воз и ныне там».

На мелкий ремонт средства реально собрать и при помощи родителей, и посредством собственных заработков. Однако на капремонт необходима помощь бюджета. «Мы понимаем, что разом шикарно отремонтировать нашу школу не получится: средств нет, - говорит Е.В.Печёркина. – Мы хотим подключить родителей-юристов и финансистов, просчитать и расписать смету лет на пять – и заключить с горадминистрацией соглашение, чтобы они свои обязательства потихоньку выполняли».И вопрос был бы снят.

- Мы готовы к переходу в «автономку» в новом учебном году, - подводит итог Е.В.Печёркина. – Все понимают неизбежность надвигающихся перемен. Кому-то, конечно, хочется, чтобы было, как в советское время – на всём готовом… Но в целом агрессивного противостояния нет. Люди готовятся.

- У нас могут ворчать – но делать, - смеётся Т.С.Непряхина.

- В школе немало молодых педагогов, им это интересно, они готовы зарабатывать, - продолжает Елена Вадимовна. - «Просыпаются» и немолодые специалисты – и чувствуют поддержку, энтузиазм. Мы всех заразим! Автономия даёт стимул, перспективы, свободу реализации идей и свежее дыхание.

Что касается родителей, они поддерживают преобразования даже больше, чем учителя. Они воспринимают это как вопрос престижа.

- В обществе снова поднимается престиж знаний, и родители считают, что создавать детям хорошие условия для образования – престижно, - поддерживает Татьяна Станиславовна.

- К тому же, это удобно, когда ребёнок может в одной школе получить и общее образование, и дополнительный, продвинутый уровень знаний, - добавляет И.Ю.Борисова.

- У нас очень хорошая команда – активная, позитивная, - улыбается и.о.директора. – А это и даёт успех: с такой командой можно успешно пережить любые преобразования и взять любую вершину.

 

Как зарабатывать?

Сперва у педагогов особого энтузиазма не было, однако к концу этого учебного года, уходя в отпуск, они оставили руководству целую пачку предложений и проектов. «Учителя у нас все талантливые и творческие, и у них очень много скрытых резервов», - улыбается Е.В.Печёркина.Плюс конкретные предложения звучали на Большом совете школы. Вот краткий список:

- клубы юного физика, химика и биолога с подключением возможностей (как технических, так и педагогических) недавно открытого на базе школы №2 филиала Института естественных наук УрФУ;

- подготовка к ЕГЭ на основе ИЕН;

- курсы повышения квалификации для педагогов на основе ИЕН;

- углублённый курс математики;

- разноуровневые группы подготовки по русскому языку к ОГЭ и к ЕГЭ;

- курсы английского различного уровня,начиная с дошкольников и заканчивая разговорным и бизнес-английским для взрослых;

- курсы технического перевода с английского (можно, как раньше, возобновить сотрудничество с ИРМ – их специалисты читали школьникам лекции и даже выдавали сертификаты);

- курсы других иностранных языков (в проекте пока – испанскийи китайский);

- кружок английского театра;

- «субботняя школа» для 6-леток;

- «субботняя школа» для родителей дошкольников (курс лекций разработан совместно с ЦППРиК);

- курсы по логике для малышей (проект предложила сторонний педагог для реализации на базе школы №2);

- занятия хора с дошкольниками;

- творческие курсы кройки и шитья;

- группы продлённого дня.

Две трети программ уже готовы к реализации с октября 2014г.Причём многие проекты рассчитаны не только на школу №2, но на школьников и педагогов всего города. «Практически никто из Заречного сейчас не выходит на региональный уровень предметных олимпиад – это безобразие! Раньше мы автобусами возили!.. – констатирует Е.В.Печёркина. –Значит, мы все что-то где-то упускаем, и надо детей готовить на другом уровне. Пользуясь случаем, приглашаем всех к взаимодействию: мы открыты для сотрудничества и со всеми школами, и с предприятиями, и с учреждениями доп.образования».

Кроме дополнительных услуг в сфере образования, есть и другие идеи – от сдачи в аренду спортзала во внеучебное время (идея, кстати, Большого совета),участия в конкурсах на гранты и привлечения спонсоров до создания Фонда выпускников. «Это идея как раз одного из выпускников – он готов подготовить для нас документы», - рассказывает Елена Вадимовна. Раньше такой фонд можно было организовать только нелегально, т.к. иначе все деньги уходили бы в общий котёл зареченского образования, - а «автономка» даёт возможность собирать для себя. И если даже каждый второй выпускник сдаст по 100 рублей (а я как выпускница уверена, сдавать будут больше) – наберётся приличная сумма.

Хорошим коммерческим проектом может статьпривлечение психологов: как отмечают педагоги, старшеклассникам сегодня необходимы развёрнутые курсы профориентации, тренинги по самореализации, успешности, тайм-менеджменту.

Есть и дальние планы – на послезавтра: московский опыт объединения школы и детсада. Школа №2 сотрудничает с садиками и сегодня: идут лекции для родителей, совместные субботники, старшеклассники выступают перед малышами с театральными постановками, физическими шоу и т.д.«Вообще-то это очень выгодно: с одной стороны – стабильные родительские взносы садика, с другой – наши возможности, с третьей – преемственность образовательного процесса, - рассуждает Е.В.Печёркина. – Если идея заинтересует садики и понравится родителям – мы с удовольствием подумаем, как это реализовать».

Алиса Мучник

Добавить комментарий

Вы можете зайти через соцсеть или прокомментировать анонимно:

     


Защитный код
Обновить