Им нужен дом! Жми на фото!
Заречный
. 4 пасмурно
Давление:775 мм рт. ст.
Влажность: 80 %
Минимальная температура: 4 °C
Максимальная температура: 4 °C
Скорость ветра: 2 м/с
Направление ветра: северо-западный
Восход: 06:41
Закат: 18:51
VK
ОК
FB

Ежегодное повышение тарифов с 1 июля по Заречному сильно не ударит: в совокупности тарифы вырастут всего на 4%

Почему растут тарифы?

С 1 июля нас ждёт очередная – ежегодная – волна повышения оплаты за услуги ЖКХ. Правда, в этот раз рост пройдёт в соответствие с уже новым федеральным законом - №417-ФЗ, принятом 28декабря 2013г.Как уже почти 10 лет (начиная с 2006г.), рост тарифов на коммунальные услуги будет ограничен предельными индексами, утвержденными Правительством РФ для каждого региона и затем – областными властями для каждого города. Нововведение заключается в том, что теперь Правительство РФ будет утверждать предельные индексы на срок не менее трёх лет.

Тарифы изменяются один раз в год – раньше это было логичное 1 января. Середина года – 1 июля – выбрана для изменения тарифов в 2012г., когда накануне президентских выборов в рамках предвыборной кампании было запрещено повышать тарифы с 1 января 2012г. Тарифы были повышены с 1 июля (после того, как выборы прошли), однако устанавливать их, по закону, можно не менее, чем на один год. Поэтому с 1 января они повышены снова не были, а ждать до следующего января было очень невыгодно: даже минимальный рост в масштабах полугода – довольно серьёзныйэкономический фактор. Поэтому так и повелось: 1 июля – рост тарифов.

Индексы рассчитываются индивидуально для каждой территории с учётом уровня инфляции,прогноза социально-экономического развития и индивидуального коэффициента экономического развития.Индексы роста до 2018г. уже установлены. Для Свердловской области это 5,9% - довольно высокий уровень, здесь мы на 7 месте по России. К слову, самый серьёзный рост ожидает Якутию (6,7%), тогда как в Москве, например, индекс роста – лишь 3,5%, а меньше всего коммуналка должна вырасти в Северной Осетии (3,2%).В каждом регионе будут установлены индивидуальные предельные индексы для каждой территории – они могут превышать областной индекс, но не более, чем в 1,5 раза.

Впрочем, многие аналитики смотрят на обещания властей весьма скептически. Например, интернет-сайт www.gdeetotdom.ru, специализирующийся на аналитике рынка недвижимости, отмечает, что такой процент роста «экономически не обоснован и не сможет покрыть расходы поставщиков коммунальных услуг с учётом инфляции и не лучшего состояния сетей. Даже увеличения тарифа на 10-15% недостаточно для финансирования инвестиционной программы генерирующих и сетевых компаний». И ситуация понятна: коммунальные сети по всей стране требуют ремонта, и при отсутствии инвестиций они будут продолжать только дряхлеть. В итоге рано или поздно пострадаем мы – потребители…Эксперты полагают, что наиболее удачным выходом было бы «отпустить» тарифы на коммуналку один раз, как это произошло с тарифами на жилищные услуги – и уже потом, когда тарифы станут экономически обоснованными, регулировать их рост предельными индексами. В плане социальном процесс был бы, вероятнее всего, непростым: разовый рост тарифов мог бы составить приличную сумму. Зато у предприятий коммунальной сферы появились бы регулярные средства на развитие предприятий, ремонты, модернизацию хозяйства, закупку нового оборудования – а это бы, в свою очередь, привело к сокращению издержек в будущем.

 

Почему рост сдерживается?

Несмотря на экономические обоснования и жизненную необходимость сферу ЖКХ развивать, сегодня все затраты, заложенные в тарифах, фактически искусственно урезаются регулирующими органами (тем же РЭКом – региональной энергетической комиссией), чтобы подогнать итоговую сумму под предельный индекс роста. Это не официальная позиция, но реальная действительность. Несмотря на то, что изначально, в 2006г. планировалось, что госрегулирование тарифов продлится всего года четыре, а затем будут действовать рыночные цены, регулирование тарифов для населения продолжается – вероятнее всего, во избежание социальной напряжённости.

У региональных властей есть и свой стимул искусственно урезать тарифы. Дело в том, что если суммарный рост платы за коммуналку для населения превысит предельный индекс,платить будет не население, а те, кто утвердил этот тариф – т.е. власти, принявшие норматив, ведущий к убыткам(есть федеральный закон, указывающий на это напрямую). Заречный с такой ситуацией уже сталкивался – в 2006г., когда была отменена 30-километровая зона БАЭС (соответственно, ушли льготы на оплату коммуналки): реально тарифы выросли процентов на 60%, но для населения их ограничили индексом–а убытки возмещал областной бюджет. Разумеется, область не заинтересована утверждать тарифы, за которые платить придётся не потребителям, а областному же бюджету.

 

А в Заречном тарифы падают

Тарифы Заречномуна коммунальные услуги утвержденыеще в конце прошлого года(кроме тарифов на газ), и по предварительным данным с 1 июля они увеличатся у нас лишь на 2,7%.Как объясняет экономист ООО «ДЕЗ» С.В.Поташкина, причина – понижение (!) с 1 января 2014г. тарифа на тепло и горячую воду, самые дорогие строчки в квитанциях за коммуналку. Тариф для ООО  «Теплопередача» был утверждён с 1 января 2014г., и по сравнению с прошлым годом этот тариф стал ниже на 4,3%. И так как тарифы утверждаются минимум на один год, 1 июля ситуация не изменится – т.е. тарифна тепловую энергию и ГВС не повысится вообще. «В предельный индекс мы, естественно, укладываемся, - говорит С.В.Поташкина. – Рост предстоит минимальный, давненько у нас такого не было. Для жителей это, разумеется, хорошо. А для поставщиков коммунальных услуг…» - тут Светлана Валерьевна разводит руками.

Почему тарифы на тепло и ГВС упали, можно только рассуждать: РЭК своих решений не поясняет. С.В.Поташкина предполагает, что изменились пропорции выработки тепловой энергии между БАЭС и ЖКХ СТ (горкотельная): станционное тепло дешевле, и если его доля становится больше – тариф на тепло в итоге ниже. Однако при этом в тарифе на тепло горкотельной урезано всё, что можно: в частности, работа некоторого оборудования вообще в тариф не включена, и платить за электроэнергию, которое оно потребляет, попросту нечем. В том числе отсюда и возникают миллионные муниципальные гарантии, которые городской бюджет платит поставщикам энергоресурсов за котельную.Почему котельной не удаётся отстоять экономически обоснованные тарифы? Вопрос открытый, причём уже не первый год.

Поэтому, наряду с радостью небольшому повышению сумм в платёжках за коммуналку, надо понимать: за то, что в платёжки не вошло, нам с вами ещё предстоит расплатиться – только не через кошелёк напрямую, а косвенно, через городской бюджет.

 

Как сэкономить?

Разумеется, в итоге для каждой квартиры рост общей суммы оплаты за коммуналку получится индивидуальным: здесь многое зависит от наличия приборов учёта. И это – хороший способ сэкономить. Серьёзно экономить помогают, например, по данным зам.директора ООО «ДЕЗ» О.Л.Ерёминой, общедомовые приборы учёта тепловой энергии: с их помощью в 2011г. перерасчёт оплаты за отопление (в меньшую сторону, конечно) был произведён на 36 домах, в 2012г. – в 59, в 2013г. – уже в 86.

Ещё более адресный способ – индивидуальные приборы учёта и непосредственная экономия ресурсов – воды и электричества. Причём если оснащённость индивидуальными приборами учёта электроэнергии в Заречном составляет 100%, то приборами учёта воды – пока чуть больше 60%. «Мы думаем об организации кампании по установке индивидуальных приборов учёта горячей и холодной воды в рассрочку, - рассказывает С.В.Поташкина. – Оптом устанавливать приборы всё же немного дешевле, чем при индивидуальном заказе».Хотя платить придётся всё равно самим жителям: это – их собственность, и, например, по программе капремонтов их устанавливать было нельзя по федеральному закону.

 

Сколько стоят жилищные услуги?

Обязательному госрегулированию подлежат только коммунальные услуги: тарифы на жилищные услуги отпущены в свободное плавание с 2010г., все предельные индексы с них сняты. Однако регулирование здесь происходит косвенное: Городская дума устанавливает размер оплаты жилищных услуг для нанимателей муниципального жилья и для тех, кто не принял решение об установлении этой платы. А таких, разумеется, большинство: организовать собственников жилья на принятие какого-либо решения, как правило, сложно.

Тем не менее, такие прецеденты есть – чуть меньше 20% (например, из 156 домов под управлением УК «ДЕЗ» таких – 26). Чаще, конечно, оплату снижают – хотя делают это те дома, у которых есть помещения, сдаваемые в аренду и приносящие приличные доходы. Некоторые дома «зарабатывают» таким образом до 200-300тыс.руб. в год, и за счёт этого удаётся сократить размер платы жителей за текущий ремонт. Другие дома напротив, принимают решение о повышении платы из расчёта на дополнительные работы – ремонт подъёздов, например.

Тариф на жилищные услуги также повышается с 1 июля – в 2014г.примерно на 6%.

В совокупности тарифы на услуги ЖКХ повысятся примерно на 4%:+6% на жилищные услуги и +2% на коммунальные, учитывая, что удельный вес коммуналки в квитанции больше.

 

Сколько стоят капремонты?

Отдельно стоит сказать о капремонтах: эта строка у нас в квитанциях появится с 1 ноября. Соответствующий закон №271-ФЗбыл принят Госдумой 25декабря 2012г.: он обязывает всех собственников жилья ежемесячно платить за капремонты – вне зависимости от того, нужен дому этот ремонт или нет. Напомним, что Гордума Заречного пыталась обратиться к областному правительству с предложением временно освободить от оплаты хотя бы тех, кто всё ещё платит в рассрочку за только что прошедшие капремонты – однако область отказала, сославшись всё на тот же ФЗ.

Минимальный тариф – это называется «взнос на капремонт» - для Свердловской области уже утверждён: 6руб.10коп./1кв.м. (выходит меньше 200руб. с однокомнатной квартиры). Для сравнения, в Московской области– 7руб.30коп., а в Ленинградской – 5,55, так что у нас – «средняя температура по больнице».

Собственники могут решить открыть спецсчёт и распоряжаться накоплениями самостоятельно. «Некоторым домам мы однозначно будем рекомендовать принять решение создавать спецсчёт», - говорит О.Л.Ерёмина: смысл есть поступить именно так в больших домах и домах после капремонтов. В этом случае собственникам будет, во-первых, гораздо проще контролировать процесс, а во-вторых, они сами смогут определять время начала ремонта, а не ждать общей очереди.

Второй вариант - «общий котёл», когда деньги многих домов аккумулируются у регионального оператора (у нас это региональный Фонд содействия капремонту общего имущества многоквартирных домов), и дома ремонтируются в порядке очереди. Как сообщила 6 июня на пресс-конференции директор регионального Фонда С.П.Баранова,за 30 лет предполагается отремонтировать 29 041 дом, из них 1700 – уже в 2015г. Первые на очереди – самые старые дома: их ремонт начнётся уже следующим летом. Областной бюджет также будет оказывать финансовую поддержку, однако уже сейчас понятно, что установленного взноса не хватит, и с 2015г. он будет увеличен. Насколько – зависит от того, в какую сумму в итоге выльются все ремонты: «Муниципалитеты сейчас занимаются определением объёмов ремонта и его стоимости. К 1 августа мы узнаем, сколько нам точно нужно денег на 2015,2016 и 2017 год», — пояснила Светлана Павловна.

Причём времени, чтобы определиться, у собственников не так много: до нынешнего сентября. Если жители не примут никакого решения, их дом припишут к региональному операторуавтоматически.Поэтому в данном случае следует поторопиться.

Алиса Мучник

Добавить комментарий

Вы можете зайти через соцсеть или прокомментировать анонимно:

     


Защитный код
Обновить